Сочинение: В чем заключается трагичность судьбы Базарова? (Литература)

И. С. Тургенев – выдающийся писатель 19 века. Он писал психологические произведения в своём индивидуальном стиле. В отличие от многих писателей, например, Л. Н. Толстого, Иван Сергеевич описывал душевное состояние героев не пространно, постепенно раскрывая их внутренний мир, а с помощью на первый взгляд незначительных деталей, которые опытному и умному читателю могут сказать очень многое. Самое знаменитое произведение Тургенева – «Отцы и дети». На первый взгляд кажется, что главный вопрос, поднимаемый в нём, о конфликте поколений, но это не так. Автор показывает противоречие мировоззрений, сословий, сталкивая принципы Кирсанова с убеждениями Базарова. Нужно помнить, что начиная с середины пятидесятых годов девятнадцатого века, всем становится ясна неизбежность проведения реформ. Происходит разделение сил на либеральное дворянство и демократов — революционеров. В этих условиях Тургенев пишет “Отцов и детей”. Так что главная проблема романа – ненужность дворянства. На примере некого противостояния Кирсановых и Базарова он показывает, что класс дворянства изжил себя.

Прочитав это замечательное произведение, я невольно задумался о главном герое – Базарове, о его нелёгкой, даже трагичной судьбе. Осознание тяжелой участи Евгения Васильевича пришло ко мне ещё в начале чтения романа, ведь он был первым и практически единственным нигилистом, революционером, хотя и говорил, что их «не так мало, как вы полагаете» (глава 10).Он отрицал все авторитеты, искусство, любовь, верил только в то, что можно подтвердить законами логики, думал, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (глава 8)… Мне кажется, даже в этом можно увидеть трагичность судьбы, ведь руководствуясь в жизни только разумом, практически невозможно прожить интересную и радостную жизнь. Даже цель его жизни – ломать, а не созидать!

В начале произведения Базаров представляется как истинный демократ и нигилист. Он считает бесполезными искусство, отрицает общепринятую мораль и религию, протестует против либеральных идей Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Евгений был одержим желанием бороться с невежеством народа, выступая за истинную науку, базирующуюся на эксперименте. Также он отрицает любовь, считая её «романтизмом, гнилью, чепухой». Тургенев подвергает убеждения Базарова испытанию любовью. Именно с началом отношений с Одинцовой начинается трагический поворот в судьбе героя. Базаров испытывает новое чувство, ему неведомое, противоречащее всем его воззрениям, которые уже стали частью его самого, и поэтому задевающее его за самое сердце. И все же у нигилиста не хватает силы воли, чтобы противостоять этой слабости, и он признается в любви Одинцовой. Базаров встречает отказ. Однако это не важно. Важно то, что с этой минуты в душе Базарова начинается кризис, замешательство. Он подвергает сомнению каждое свое убеждение. Однако Базаров говорил, что «человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец» (глава 7). Поэтому он и сам не уходит в себя, сохраняет свой характер и многие убеждения. Эпизод с Фенечкой — попытка доказать уязвленному самолюбию Евгения Васильевича, что не все еще потеряно. Но это не так, Базаров уже не тот титан, не склоняющийся ни перед какой сильной натурой.

Смерть главного героя, такая неожиданная, случайная, кажется странным завершением действия романа. Она вызвала многочисленные споры между критиками. Однако при более глубоком понимании текста мы понимаем, что такая развязка вполне закономерна. Во-первых, движение нигилизма только проявляло себя, поэтому Тургенев, не особо сильный в политике, не берётся предсказывать, чем оно закончится. Во-вторых, взгляды Базарова пошатнулись, и автор не брался предрекать, чем закончится противостояние разума и чувств Евгения Васильевича. Однако даже на грани жизни и смерти главный герой не прекращает работы ума, всё ещё пытается оставить за собой последнее слово – просит Одинцову поцеловать его. Он не ожидал, но Анна Сергеевна действительно поцеловала его. Так была одержана последняя победа в его жизни. В этом тоже проявляется драматизм его судьбы, ведь его жизненная цель наверняка была другой.
Действительно, судьба Базарова было очень трагична, во-первых, из-за того, что он был одинок и в политическом, и в личном плане, а во-вторых, в силу того что его взгляды и устои сильно пошатнулись и так и не успели стать ни прежними, ни новыми до его смерти.

Опубликовано: 5 августа

Здесь пока нет комментариев.

    Хелен

    Что же за явление русской жизни скрывается за образом Евгения Базарова? В чем его сила и слабость, победитель он или побежденный, перспективен ли он как тип реформатора и гражданина? В чем суть его трагедии? Только ли в преждевременной физической смерти?

Добавить свой комментарий

(обязательно):

Присылай свое сочинение нам и получай денежное вознаграждение! Подробности на genericwrite@gmail.com.