Сочинение: Рецензия на повесть А. И. Куприна «Олеся» (Литература)

    Современная литература порой лишена ярких описаний, простых романтичных сюжетов, сочетания искренности и красоты человеческих отношений. Возможно, поэтому возникает желание перечитывать все чаще рассказы и повести Александра Куприна. Куприна не относят к великим писателям конца XIX — начала ХХ века, да он и сам признавал приоритет Чехова и Бунина, но бесспорно, при этом, несомненно, занял достойное место в ряду самых любимых в России авторов. Многие его произведения экранизированы, их с удовольствием воспринимают люди разных поколений.
    Исследователи называют повесть «Олеся» первым поистине оригинальным произведением художника, и, хотя Куприн, прислушавшись к неодобрительной оценке Чехова, назвавшего «Олесю» юношески сентиментальным произведением, не включил ее в сборник рассказов 1902 года, все же писатель любил эту вещь и говорил, что в ней больше, чем в других рассказах, его души.
    Наверное, именно души, чистоты, естественности чувств и переживаний любящих людей недоставало и в современной Куприну литературе. Он, с одной стороны, противопоставил себя Чехову, который лишил русскую женщину того романтико-героического ореола, который был присущ тургеневским девушкам, с другой – тем писателям, которые углублялись в описание эротических переживаний с каким-то даже физиологическим оттенком. Куприн посчитал для себя возможным воспроизвести еще раз сюжет, к которому обращались Пушкин, Лермонтов и Толстой в «Цыганах», «Бэле» и «Казаках», вновь напомнив читателям о том очаровании непосредственности, которое есть в любви дикарки, и об извечной слабости цивилизованного человека перед неуправляемой стихией чувств, неук-ротимых порывов души. Можно даже сказать, что Куприн обратился к вечной теме, вечному конфликту природы и цивилизации, яркой личности и регламентированного, механистичного общества.
Наряду с вечными темами актуален для писателя и вопрос взаимоотношений интеллигенции и народа. Рассказчик, молодой писатель Иван Тимофеевич, — герой, типологический близкий, с одной стороны, образу повествователя в тургеневских «Записках охотника», с другой – чеховским интеллигентам. Он близок к природе, к миру труда, к крестьянским заботам, но в то же время он мечтательный, нерешительный и, по существу, безответственный человек, который, не желая того, легко может принести горе и страданье любящей его женщине. Вместе с тем именно такой человек, незащищенный, тонко чувствующий, лишенный грубости, мог оказаться способен оценить по достоинству те качества, которые Куприн придал своей героине Олесе, несомненно вложив в этот образ свои представления о женской красоте, женском достоинстве и той власти, которую имеют над мужчиной женские чары.
Ореол колдовской тайны, окружающий образ Олеси, принципиально отличает ее от других женских образов, имеющих с ней некоторую типологическую близость. Как и другие девушки-простолюдинки, которых полюбили мужчины из высших сословий (от бедной Лизы до Катюши Масловой), она простодушно и искренне отдается любви, не зная никаких запретов. В ней нет кокетства, а есть настоящая природная страсть. Вот как говорит об этом Куприн в сцене сближения героев: «Она задохнулась, точно ей не хватало воздуху… мои губы сладко обжег торопливый дрожащий шепот… трепетало под моими руками ее сильное, крепкое, горячее тело… ее страстные поцелуи вливались в мою… голову, как пьяное вино…». Однако ни у одной из упомянутых героинь нет той особенности, которой наделил Куприн свою Олесю, — это ее таинственный дар. Писатель прикоснулся к странным явлениям человеческой психики, неразгаданным по сей день. Он говорит о силе интуиции, о вековой мудрости, высказывая устами своего героя, образованного человека, «что Олесе были доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания, которые, опередив точную науку на целые столетия, живут, перемешавшись со смешными и дикими поверьями, в темной, замкнутой народной массе, передаваясь как величайшая тайна из поколения в поколение».
    Не раз подчеркивалось, что по своей образной природе характер Олеси романтический. Она дана в исключительных обстоятельствах, обладает исключительными качествами, находится в конфликте с окружающей средой. Принадлежа миру простых людей, Олеся чужда ему. «Омерзительная привычка, привитая веками рабства и насилия» — обычай целовать руки у барина, невежество, пьянство, жестокость по отношению к «белым воронам», не таким, как они, — вот что отмечает рассказчик в перебродских крестьянах. Олеся же, напротив, отличается стремлением к свободе, что подчеркнуто в портрете героини: она непохожа на местных «девчат», закрывавших свое лицо «уродливыми повязками», она своеобразна: высокая брюнетка, одетая в просторную рубаху, свободно и красиво обвивавшую ее грудь. Некое сочетание властности, наивности и лукавства во взгляде, капризность в изгибе губ, ее молодое тело, выросшее так же стройно и могуче, «как растут молодые елочки», ее свежий голос подчеркивают ее оригинальность и самобытность.
    Уникален и внутренний мир Олеси. Куприн наделил свою героиню здоровыми потребностями, чувствами, благородством души, близостью к природе, умением наслаждаться ее гармонией и красотой. Именно природа, щедро и любовно описанная в повести, придаст светлый, мажорный тон рассказу о судьбе Олеси и Ивана Тимофеевича. Картины весны созвучны приподнятому настроению героев; мир весенней ликующей природы, таинственной и прекрасной, сливается в повести с не менее прекрасным разливом человеческих чувств. Сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план пересуды и сплетни, гнусные преследования, стушевывается дикая расправа перебродских баб над Олесей после посещения ею церкви. Над всем ничтожным, мелким и злым одерживает победу настоящая, большая земная любовь, о которой вспоминают без горечи — «легко и радостно».
    Как подлинный художник, Куприн свободно, без особых ухищрений, рисует облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого, но тайны формирования личности Олеси остались неведомыми для нас.
    Тем не менее нельзя не согласиться с критиками, утверждающими, что поэтический идеал, воплотившийся в образе купринской дикарки будет одухотворять творчество художника, заставляя вновь и вновь размышлять о путях формирования полноценной личности.

Опубликовано: 6 июня

Добавить свой комментарий

(обязательно):

Присылай свое сочинение нам и получай денежное вознаграждение! Подробности на genericwrite@gmail.com.