Сочинение: Рецензия на “Рассказы о любви” Юрия Буйды [часть 1] (Литература)

    Время не жалеет никого, покрывая мраком забвения прошлое. Сегодня ты есть – завтра тебя нет, и этому миру все равно, был ты или не был. Тогда возникает вопрос: какая разница, как жить? И только внутренний голос – голос сердца – твердит неустанно, что нужно пройти свой путь, всегда оставаясь самим собой, а значит, человеком?
    Не утратить себя – задача каждого, но наиболее остро она стоит перед теми, чья жизнь – это творчество. Современным писателям (речь идет именно о них) приходится очень нелегко: о чем писать, когда обо всем давно написано? Быть оригинальным и, как следствие, популярным – непростая задача, которую каждый современный писатель старается решить по-своему.
    Юрий Буйда – один из самых читаемых современных писателей, по чему можно судить о его популярности. Доходчивость языка, простота сюжета в совокупности с глубокой проблематикой – вот составляющие творческого успеха Юрия Буйды. В частности, его “Рассказы о любви” – это уникальное в отношении выбора главных героев произведение, написанное реалистично, с легкой “примесью” элементов фантастики.
Название произведения достаточно банально, но эта банальность оправдана: так как “Рассказы о любви” заключают в себе три рассказа (“Химич”, “Через ФЭ”, “Одноногая жизнь одноногого мужчины”), каждый из которых имеет свой сюжет, то общий заголовок не должен быть перегружен семантикой.
    С одной стороны, кажется, что между этими тремя рассказами нет ничего общего, но на самом деле это “общее” существует, иначе какой смысл в объединении их под общим названием. “Общее” – та любовь, которую обретает и Сергей Сергеевич Химич, и Иван Иванович Голубеф (в рассказе “Через ФЭ”), и Иван Алексеевич Соломенцев (“Одноногая жизнь одноногого мужчины”). Остановимся поподробнее на каждом из героев.
    И.И. Голубеф, еврей по национальности, – горбун, работающий в морге провинциального городка. Голубеф на примере собственной жизни показал, что, кем бы ни работал человек, он всегда может привнести “изюминку” в свою деятельность, проявить творческие способности: “Вообще-то все в городе признавали, что Иван Иванович Голубеф не был простым санитаром в морге. Он был художником. Может быть, скульптором. Вялые, старые, мятые тела покойников он превращал в произведение искусства, не требуя за это ни гроша дополнительной платы. Возможно, и было в этом что-то нездоровое, но людям нравилось”.
    Страшное детство, когда на его глазах германские офицеры расстреляли евреев и еще полуживыми закопали в огромную яму, затем жизнь на чердаке чужого дома, история гибели единственной старшей сестры Анели, детдом – все это он хранил как тайну всей жизни, о которой в первый и последний раз узнала любимая им женщина Танька Матроска, проститутка и пьяница…
    Голубеф рассказал ей о своем прошлом при странных обстоятельствах: Матроска заболела, и врач Шеберстов сказал, что ей уже не выкарабкаться. Возможно, это сыграло решающую роль в его откровении. После смерти Таньки Матроски Голубеф вновь остался один, но горбун познал счастье: он любил и любил по-настоящему. Такие люди, одинокие, никому не нужные знают сцену истинной любви…
    К герою рассказа “Одноногая жизнь одноногого мужчины” И.А. Соломенцеву судьба также оказалась неблагосклонна: родившись с одной ногой “общего размера”, он был подброшен на порог детдома вместе с парой металлических ботинок, в которых, как он был убежден уже будучи взрослым, рыцари прошлых веков охраняли города от нечистой силы. Машка Геббельс, работающая кастеляншей в больнице, женщина, с которой Соломенцев в дальнейшем связал свою жизнь, взяла его к себе домой с больничной койки.
    Будучи честным там, где его честность казалась лишней, будучи нужным там, где, казалось, не нужен, он жил какой-то своей загадочной жизнью, прыгая на одной ноге по улицам города, охраняя его, как те рыцари, от зла. В конце рассказа мы находим Соломцева лежащим при смерти в той же больнице, где он очутился впервые, привезенный с помойки. Врач Шеберстов отказывается давать какие-либо объяснения тому, что происходит с Соломенцевым. Он лишь делится своими соображениями с Машкой: “Может быть, у него вырастет вторая нога…”.
    Несмотря на некоторую неопределенность в судьбе главного героя, в конце рассказа звучат оптимистические нотки: Маша полна желаний родить ребенка от своего любимого человека. Она настолько непоколебима в своем решении быть счастливой, что судьбе просто ничего не остается, как дать ей это счастье.

Вторую часть рецензии на “Рассказы о любви” Юрия Буйды Вы можете найти здесь.

Опубликовано: 9 июня

Добавить свой комментарий

(обязательно):