Конспект: Города России [Часть 5] (География)

    Пограничное положение областей между разными природными полосами способствовало большему развитию торговли, промышленности, ремесла и т. д. ввиду естественно-географической специализации различных зон. В данном случае особенно велика была роль рубежа между почвами плодородными и малоплодородными, т. е. подзолистыми и серыми лесными, которые заметно отличаются от них по качеству и сопровождают обычно подзону широколиственных лесов. Довольно важное значение имела граница между лесостепью и степной полосой, где особенно активно производился обмен скотом, хлебом, лесом и его продуктами, мануфактурными товарами и т д. Наконец, на рубежах разных природных сред находились и приморские города. Число приморских городов равнялось 11, т. е. почти четверти всех городов; из них особенно крупными были: Петербург, Одесса, Рига, Николаев.
    Если принять ширину каждой пограничной полосы равной 100 км, т. е, по 50 км в каждую сторону от границы, то получится, что на северной пограничной полосе находилось 9 городов (Киев, Тула, Калуга, Рязань, Брянск, Казань, Екатеринбург, Тамбов, Житомир), а на полосе между лесостепью и степью — 7 (Кишинев, Харьков, Полтава, Самара, Саратов, Вольск, Оренбург). Таким образом, из городов, расположенных пс вблизи моря, 44% находились на этих двух рубежах. Если учесть даже не всю площадь Европейской России, а только ее густонаселенную часть, то площадь этих полос составит не более 16% по отношению к ней, число же находившихся в ней городов составляет 44%, т. е. в 2,8 раза больше. Отсюда следует, что расположение в полосе этих рубежей действительно создавало в то время более благоприятные условия для развития крупных городов. Вместе с приморскими городами общее число городов, находившихся на рубежах природных сред, составляло 27, или 57% от общего числа крупных городов.
    Для большинства городов важное значение имели судоходные реки. На них стояло 34 города (74%). Но 26% крупных городов довольствовалось только сухопутными дорогами, в том числе такие значительные, как Одесса (имевшая, правда, еще связь и по морю), Кишинев, Тула, Харьков. Большие реки сохраняли еще значение важнейших транспортных магистралей, и поэтому более половины крупных городов стояли на их берегах. 11 из них (22%) располагались на Волгею.
    Как и в предшествующем периоде, возникновению крупных городов благоприятствовало расположение их в пунктах, где строение русла и водный режим реки делали возможным начало судоходства. Таких городов 5: Орел, Пенза, Брянск, Митава, Елец. В излучинах рек располагалось 58% городов (19 из 33), Мало в это время было крупных городов, развитию которых способствовало расположение вблизи залежей полезных ископаемых. Это Тула, Брянск, Екатеринбург; все они находились недалеко от железорудных месторождений.
Особенно серьезными были изменения в природных условиях микроположения городов. Развитие военной техники, расширение границ государства сделали ненужными те особенности расположения городов, которые вызывались раньше потребностями защиты. Поэтому мы сов ой тип расположения городов, или размещение городов на высоких холмах, не многочисленен. Лишь около 18% городов были расположены только на возвышенностях. В новых условиях появился и новый тип расположения городов, раньше практически невозможный: размещение крупных городов между холмами или возвышенностями (Харьков, Вольск, Вильно). Раньше же город, как правило, строили в низких местах только в том случае, когда поблизости не было высоких мест. Трудно было городам сохранить эти особенности микроположения и потому, что они стали значительно больше и, расширяясь, занимали соседние более пониженные места и территории, не отвечавшие требованиям мысовой системы. Вместе с тем» расположение на возвышенностях имело свои удобства в санитарно-гигиеническом отношении, а расположение при слиянии двух судоходных рек — в транспортном, поэтому эти факторы не могли полностью потерять свое значение. Интересно, что ни один из крупных городов этого времени не был расположен на озере. По-видимому, дополнительные возможности рыбного промысла и относительная широта транспортных связей (при более коротком навигационном периоде), оказались совершенно недостаточными в период развития капиталистических отношений.

Опубликовано: 12 апреля

Добавить свой комментарий

(обязательно):

Присылай свое сочинение нам и получай денежное вознаграждение! Подробности на genericwrite@gmail.com.