Конспект: Города России [Часть 4] (География)

    В связи с ростом внутренней торговли подавляющее большинство крупных городов находилось на скрещении водных Путей — 80% против 75% в предшествующий период. Особенно благоприятным было в этом отношении экономико-географическое положение Ярославля, Нижнего Новгорода, Великого Устюга, Великого Новгорода, от каждого из которых в трех (а от Великого Новгорода — больше) направлениях расходились лучами важные водные пути. Но даже к этим городам подходили и сухопутные магистрали; городов только с водными путями сообщения почти не было. Особенно важную роль играли сухопутные дороги в экономической жизни Москвы, сохранявшей значение центра страны для расширившейся территории России XVI — XVII вв.
    Почти половина всех городов была расположена на крупных реках, в том числе 9 — на Волге, ставшей к этому времени транспортной осью страны. В связи с развитием внешней торговли, в России появилось, едва ли не впервые, два приморских города (Архангельск и Астрахань); хотя Каспийское море и не имеет выхода в океан, Астрахань играла роль морского внешнеторгового порта.
    Новым явлением в размещении городов было довольно большое количество крупных городских центров (14%), находившихся вблизи от месторождений полезных ископаемых. Это, как правило, города, связанные с разработками соли: Балахна, Соль Камская, Соль Вычегодская, Старая Руса. Рядом с залежами железных руд выросла Тула.
Особенности микроположения крупных городов в этот период мало изменились по сравнению с XIV—XV вв. Некоторые из больших городов возникали на тех участках рек, на которых начиналось движение судов, и города эти, следовательно, были местом перевалки грузов, К ним относятся Вологда, Торопец и, вероятно, Елец. При излучинах рек стояло 50% городов, из числа расположенных на реках (16 из 32).
    Условия социальной и политической жизни XVI — XVII вв. по-прежнему диктовали необходимость обороны городов и использования в этих целях условий местности. В XVI —XVII вв. леса и болота как естественное средство защиты потеряли значение для большинства русских городов, сохранив его лишь для пограничных населенных пунктов. Но мысовой тип размещения и расположение на высотах еще обеспечивали некоторое преимущество, 43% крупных городов следовали мысовому типу; 57% — располагались на возвышенностях, 31% городов соединял оба этих признака. Не менее 6 городов лежали в низинах, 2 города (Астрахань и Торопец) находились на островах. Интересно, что ряд городов имел серьезные недостатки микроположения: периодические наводнения (Балахна, Тула, Астрахань), плохую питьевую воду (Казань, Арзамас), песчаную пыль (Астрахань). Все это способствовало развитию инфекционных заболеваний, особенно малярии. Большинство волжских городов располагалось на правом, высоком берегу, чтобы не подвергаться половодьям, от которых обычно страдал левый низкий берег.
    В XVIII — первой половине XIX в. характер связей городов с природными условиями во многом стал изменяться. Это было результатом развития техники, транспорта, торговли и политической жизни русского государства, В связи с освоением плодородных южных земель, развитием черноморской торговли появились крупные города на юге. Из 47 крупнейших русских городов с населением не менее 20 тыс. жителей 22 в тайге находились всего 2 города (4%), в полосе смешанных лесов— 17 (35%), в подзонах широколиственных лесов и лесостепи— 16 (33%), в зонах степи и полупустыни — 9 (18%). Таким образом, города таежной зоны являлись своего рода исключением. Основная масса крупнейших населенных пунктов располагалась почти поровну в двух средних полосах. Быстро росли города в самой южной зоне.
Опубликовано: 11 апреля

Добавить свой комментарий

(обязательно):