Конспект: Анализ рыночного механизма. Спрос (Экономика)

    Потребительский выбор – решение покупателя о приобретении определенного количества товара (данного типа).
    Потребительский выбор зависит от следующих основных факторов:

  • Цена товара;
  • Доходы потребителей;
  • Цены на другие товары;
  • Потребительские ожидания изменения цены товара;
  • Вкусы и предпочтения потребителей;
  • Количество потребителей на рынке.

    Анализ потребительского выбора осуществляется в два этапа. На первом этапе предполагается, что в течение некоторого промежутка времени (неделя, месяц) может изменяться только цена товара. Остальные факторы считаются неизменными (предположение «о прочих равных условиях»). В соответствии с этими предположениями изучается зависимость потребительского выбора от цены товара. Эту зависимость и называют спросом.
    Понятие «Спрос» (D – demand) отражает поведение потребителей на рынке, их готовность (желание и возможность) приобретать товары по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Спрос можно также определить как платежеспособную потребность.
    Как видно из определения спроса, цена товара является независимой переменной, а количество товара – зависимой, т.е. изменение цены на рынке приводит к изменению планируемого потребителями объема покупок. Поэтому можно определить спрос так:
    Спрос – это зависимость количества товара, которое потребители готовы приобрести на рынке, от его цены, при «прочих равных условиях». 
    Объем спроса – это количество товара, которое готовы приобрести потребители по определенной цене за определенный период времени.
Между ценой товара и объемом спроса существует определенная зависимость, которая выражается в законе спроса
    Закон спроса. При неизменности всех прочих факторов на рынке снижение цены товара приводит к увеличению объема спроса на него, и наоборот.
Данная зависимость может быть проиллюстрирована графически, при помощи кривой спроса, общий вид которой изображен на рис. 1. 

    Таким образом, кривая спроса представляет собой график функции спроса, а точка на этой кривой – объем спроса.
    Обратный характер зависимости между ценой товара и объемом спроса на этот товар можно объяснить на основе эффекта дохода и эффекта замещения. 
    Эффект дохода заключается в том, что при снижении цены товара  покупатель может купить дополнительное количество данного товара, расходуя тот же доход и не уменьшая при этом  потребление остальных товаров.
    Эффект замещения заключается в том, что при снижении цены товара у потребителя появляется стимул приобрести дополнительное количество более дешевого товара вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Итак, потребители склонны заменять дорогие товары более дешевыми. 
    Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос – это спрос, предъявляемый одним потребителем товара, рыночный – спрос, предъявляемый всеми потребителями товара.
    На втором этапе анализа потребительского выбора изучается влияние остальных факторов, которые до сих пор считались неизменными. Данные факторы получили название неценовых факторов или детерминантов (определителей) спроса. Итак, к детерминантам спроса относятся следующие факторы:
  1. Доходы потребителей;
  2. Цены на другие товары;
  3. Потребительские ожидания изменения цены товара;
  4. Вкусы и предпочтения потребителей;
  5. Количество потребителей на рынке.
    Под влиянием этих факторов происходит изменение спроса на товар.
    Изменение спроса – это изменение потребительского  выбора, при котором по каждой возможной цене товара потребители готовы купить большее либо меньшее его количество на рынке. 
    Графически изменение спроса означает перемещение кривой спроса, т.е. изменение функциональной зависимости между ценой товара и его количеством, которое потребитель готов купить по этой цене (объемом спроса). Очевидно, что перемещение вправо означает увеличение спроса, а  влево – уменьшение спроса (см. рис. 2).

    Изменение одного или нескольких  неценовых факторов спроса приводит либо к его увеличению, либо к его уменьшению. 
    1) Доходы потребителей
     Влияние изменения дохода связано с потребительскими свойствами товара (вкус, цвет и т.п.). Экономисты выделяют 3 группы товаров:
    Качественные (нормальные) товары – это такие товары, для которых при увеличении дохода покупателя происходит увеличение спроса (т.е. кривая спроса перемещается вправо). Чаще всего в этом случае кривая спроса будет более пологой.
    Некачественные товары – товары, для которых, начиная с некоторой величины дохода, дальнейшее увеличение дохода приводит к уменьшению спроса на товар.
    Нейтральные товары – товары, спрос на которые не изменяется при изменении дохода (соль, жетоны метро и т.п.)
    2) Цены на другие товары.
    Товары разделяют на сопряженные и независимые.
    Сопряженные товары — это такие пары товаров, для которых существует определенная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой.
    Независимые товары — это такие пары товаров, для которых цена одного из них не влияет на спрос на другой.
    Сопряженные товары делятся на две группы:
  • Взаимозаменяемые (замещающие) товары – пара товаров, для которых увеличение цены одного из них приводит к увеличению спроса на другой, и наоборот.
  • Взаимодополняющие (сопутствующие) товары – пара товаров, для которых увеличение цены одного товара приводит к уменьшению спроса на другой, и наоборот.
    3) Потребительское ожидание изменения цены товара.
    Если потребители ожидают увеличения цены товара, то это приводит к увеличению спроса на товар, в период до повышения цены.
    4) Вкусы и предпочтения потребителей.
Если потребительские вкусы и предпочтения изменяются в сторону увеличения потребности в товаре, то это приводит к увеличению спроса на товар, и наоборот.
    5) Количество потребителей на рынке.
При увеличении количества потребителей на рынке спрос на товар увеличивается, и наоборот.

Опубликовано: 30 января

Здесь пока нет комментариев.

    Эдуард

    «Взаимодополняющие (сопутствующие) товары – пара товаров, для которых увеличение цены одного товара приводит к уменьшению спроса на другой, и наоборот.»,- то есть возьмём рис\греча. Получается что рис подорожал, его больше покупать стали (ведь гречу меньше). Исправьте!

      Moderator
      Moderator

      Рис и греча не являются взаимодополняющими товарами. Поэтому у Вас неправильный ход рассуждения.

      Лена

      Рис и греча — это не взаимодополняемые товары.

Добавить свой комментарий

(обязательно):

Присылай свое сочинение нам и получай денежное вознаграждение! Подробности на genericwrite@gmail.com.